Пиза, баптистерий, кафедра работы Никколо Пизано

На этой странице:   площадь чудес в Пизе, баптистерий, кафедра Никколо Пизано - первый памятник эпохи итальянского Возрождения...

Особенности:   Пиза расположена относительно недалеко от Лигурии, особенно от ее провинции Специя. Но даже из районов близких к Генуе сюда вполне можно съездить на однодневную экскурсию.

Знаменитая кафедра работы Никколо Пизано
Знаменитая кафедра работы Никколо Пизано

Лигурийцы (или Лигуры) по предположениям историков населяли Пизу и ее окрестности до появления в этой области римлян.

А теперь наоборот, в Пизу часто приезжают отдыхающие в Лигурии туристы - либо на один день с ночевкой, либо с возвращением вечером домой. Во втором случае на прогулки по городу и осмотр достопримечательностей остается часов пять-шесть.

Во втором случае, когда времени в обрез, экскурсия в Пизу обычно ограничивается посещением Пьяцца деи Мираколи - площади чудес. тем более, что по хорошему, здесь стоило бы провести целый день, а то и полтора.

Это очень большая площадь, с раннесредневековых времен обнесенная каменной стеной. Свое название она получила потому, что здесь находятся сразу четыре шедевра средневековой архитектуры, все из белого мрамора. Исторические памятники, находящиеся тут, - они же главные достопримечательности Пизы - это знаменитая падающая Пизанская башня, Пизанский собор, старинное кладбище Кампосанто и баптистерий.

А кроме того, здесь есть газоны, на которых можно отдохнуть, и торговые ряды, где можно прикупить сувениры или что-то из модной итальянской одежды.

Все эти восхищающие взгляд сооружения в наши дни представляют собой музеи (хотя в соборе проводятся службы). В музейной кассе можно купить билеты несколько типов, разрешающие посещение одного или сразу нескольких сооружений. Выгоднее купить сразу во все четыре памятника, но времени на полноценные экскурсии в этом случае может не хватить.

Пизанская башня и собор на слуху у туристов во всем мире. О них написаны миллионы страниц. А два других исторических сооружения несколько обойдены вниманием; хотя с точки зрения профессиональных историков и искусствоведов их значение очень велико, поскольку в них сохранились произведения самого раннего периода итальянского возрождения.

Баптистерий и кафедра

Баптистерии - это церковные сооружения, предназначенное для совершения христианского обряда крещения. Внутри баптистерия обязательно располагается крестильная купель. Баптистерий Святого Джона (Иоанна Крестителя) в Пизе (Battistero di San Giovanni) - один из самых больших в мире и самый большой в Италии.

Пизанский Баптистерий в его теперешнем виде строили больше двух столетий (первоначально на его месте находился другой). Начинал строительство в 1152 году мастер Диотисальви, а завершающих облик сооружение получило благодаря мастерам Никколо Пизано и Селино ди Несе (Cellino di Nese). Датой окончания строительства считается 1363 год.

Первый мастер задумал построить это монументальное здание в романском стиле, но его преемники продолжили строительство в более современном для них готическом. Поэтому в стилистическом отношении баптистерий разнороден, что, возможно, еще больше усиливает ошеломляющее впечатление от пребывания внутри этого самого большого в мире христианского сооружения подобного назначения.

Первый ярус украшают строгие романские округлые арки с узкими окнами, на втором и третьем ярусах элементы готики в виде каменной резьбы, стрельчатыми арками и росписи. Изображения на внутренних стенах нанесены два яруса - двухуровневой архитрав повествует о жизни Иоанна Крестителя (внизу) и эпизодах с участием Христа, Девы Марии, Иоанна Крестителя, четырех евангелистов и ангелов (вверху). Еще есть несколько статуй, но, в целом, украшений внутреннего интерьера не хватает для большого пространства. И это, подчеркивая суровую торжественность обстановки, обращает все внимание оказавшихся здесь на два шедевра - кафедру и купель.

Центральная восьмиугольная купель с резьбой и инкрустацией была изготовлена в 1246 году архитектором Гвидо да Комо Бигарелли. А кафедру с горельефами, изображающих сцены из жизни Христа, создал Никколо Пизано 1255-1260 годах.

Кроме своего художественного значения благодаря совершенной работе мастера эта кафедра знаменита среди искусствоведов всего мира и по другой причина. Именно она претендует на звание первого произведения искусства эпохи Итальянского Возрождения.

Горельефы кафедры
Горельефы кафедры

При осмотре барельефов, вырезанных из мрамора на кафедре, можно предположить, что Никколо Пизано, создавая их, держал в памяти резьбу, которую он мог видеть ранее на триумфальной арке Трояна в Беневенто. Этот город был в те времена столицей Священной Римской империи, и художник вполне мог там бывать. Также на барельефах Пизано можно найти заимствования из римских древностей, что сейчас выставлены в Кампосанто. Вполне вероятно, что и во времена мастера они были доступны ему для ознакомления.

Римские барельефы из КампоСанто
Римские барельефы из Кампо-Санто

Почему именно в Пизе и именно в то время появились эти ростки Возрождения объяснимо. Практически все сохранившиеся древнеримские художественные произведения и исторические ценности - это свидетельства имперского могущества: либо это фрагменты имперских сооружений, либо часть коллекций императора и социальной элиты.

А Пиза в те времена была столицей Тосканы, она считала себя древнее Рима. По своей истории и по политическому положению она более тяготела к Священной Римской Империи чем к правителю Ватикана. И у правителей города (а именно под их патронажем работали пизанские мастера) были все причины возродить у себя античный имперский стиль.
К слову, можно добавить, что город в те времена был очень силен в военном отношении, и мел большой и мощный флот.

Удивительные свойства

Селино ди Несе, завершавший постройку баптистерия, решил соорудить второй, круглый, купол на уже имевшимся пирамидальным. Возможно это было сделано из «готических» представлений о прекрасном, а может быть еще с одной специальной целью - ради создания в самом здании и на площади особого акустического пространства.

В наши дни ученые проводят специальные исследования, не было ли при сооружении этого здания специально запланировано, чтобы его элементы выполняли роль органных труб.

Как бы то ни было, объем между куполами работает как резонирующая камера, и самые тихие звуки, и громкие, особенно если стоять в центре, распространяются и исчезают с особым удивительным эхом. Некоторые туристы даже приходят суда со специальной целью оценить акустику здания. В утренние часы, когда туристов немного, это не возбраняется.

Оценить акустические свойства этого необычного «зала» можно из этого ролика.

Есть у баптистерия и еще одна интересная особенность: каждый год 24-го июня солнечный луч свет через небольшое отверстие в стене попадает на статую Иоанна Крестителя. И именно в этот день по всей Италии празднуется «день святого Джованни» (он же Джон Баптист, он же Иоанн).

Антон Тожежил.







Мы на Facebook
Booking.com